Перевыполнение плана государственного задания как основание для увеличения оплаты труда
Редакция продолжает публиковать правовые экспертные заключения по наиболее интересным вопросам из сферы трудовых отношений. В данной консультации проанализированы вопросы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих в бюджетных учреждениях, при условии, что перевыполнен план по государственному (муниципальному) заданию.
На разрешение эксперту поставлен вопрос: будет ли перевыполнение показателей по государственному заданию основанием для увеличения размера оплаты труда для работников бюджетного учреждения? И если такое увеличение в заработной плате конкретного работника учреждения возможно, тогда какими будут являться правовые основания?
Эксперт по правовым вопросам:
Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент Образовательно-научного кластера «Институт управления и территориального развития» Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта
Бюджетные учреждения созданы, функционируют и финансируются благодаря государственному (муниципальному) заданию. Например, нормативно-правовым актом, регулирующим порядок составления государственного задания для федеральных государственных учреждений, является Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
Главный распорядитель бюджетных средств утверждает документы, которые оказывают методическую помощь в создании государственного задания, применительно к своей отрасли управления. Например, в сфере высшего образования таким разъяснительным документом является приказ Министерства науки и высшего образования России от 28 октября 2021 г. № 989, утвердивший Методику формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период. Примечательно, что государственное задание для бюджетной организации утверждает учредитель, который не является работодателем для сотрудников, трудящихся в данном учреждении. Учреждение существует пока есть финансовое обеспечение государственного задания, которое предусматривает затраты на фонд оплаты труда. При этом фонд оплаты труда может дополняться таким источником финансирования – как приносящая доход предпринимательская деятельность организации, не противоречащая целям его создания и отвечающая уставным целям его создания.
В случаях перевыполнении задания должны вноситься изменения в показатели уже утвержденного задания и должно формироваться новое государственное задание. Следовательно, учреждение должно инициировать корректировку госзадания, а ведомственный собственник принять и рассмотреть такую инициативу. В случае превышения нормативов ранее утвержденного задания по факту, оно должно измениться и преобразиться в новую редакцию с увеличенным объемом финансирования. Учреждение не может отказаться от выполнения задания и приостановить выполнение отдельных государственных функций или услуг. Согласно статье 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Увеличение объема государственного задания влечет увеличение объема или расширение зон обслуживания для работников такой структуры. Поскольку работа в объемах, не соответствующих условиям трудового договора, не допускается Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, необходимо внесение изменений в документы, устанавливающие основные условия трудовых отношений между работником и работодателем.
Заключение эксперта: статья 151 ТК РФ закрепляет, что при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Таким образом, правовое обоснование рассматриваемого вопроса сводится к тому, что при перевыполнении госзадания происходит увеличение объема дополнительной работы и данное обстоятельство дает основание на повышенный размер оплаты труда. Часть 1 статьи 129 ТК РФ характеризует заработную плату как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Правовое решение здесь представлено в двух вариантах: 1) оформить работнику, участвующему в выполнении госзадания доплату либо 2) зафиксировать в доли ставки (0,5; 0,25 или в другом размере) увеличение объема работы через заключение дополнительного соглашения к трудовому договору.