+7 (495) 437 79 49,   +7 (495) 430 24 11

Юридическая консультация

 

 

Редакция продолжает публиковать правовые экспертные заключения по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации даны правовые рекомендации первичным и территориальным профсоюзным организациям, которые приобретают либо планируют приобрести санаторно-курортные путевки для членов профсоюза за денежные средства работодателя.Членские профсоюзные взносы от уплаты налога освобождены. Но вот совершенно другая ситуация, если путевка приобретается за счет денежных средств работодателя. Руководителю профсоюзной организации избежать претензий фискальных органов, выраженных в налогово-правовых санкциях, поможет превентивная работа по анализу норм налогового законодательства.

 

Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – кандидат юридических наук, доцент Образовательно-научного кластера «Институт управления и территориального развития» Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

 

Мнение эксперта.

В ситуации, когда денежные средства на приобретение путевок санаторно-курортного характера работодатель переводит на расчетный счет профсоюза, последний, как юридическое лицо берет на себя функции налогового агента. Налоговый агент – это субъект, который обязан удержать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с дохода физического лица. Профсоюз «одаряет» работника путевкой, но сама путевка является доходом для физических лиц. С получением дохода, в том числе в виде путевки, налоговое законодательство связывает обязанность по уплате налога. Вид налога в данном случае – НДФЛ. До момента перечисления денежных средств санаторию по счету профсоюз как налоговый агент обязан удержать с физического лица – члена профсоюза денежную сумму в виде налога. Однако сделать это возможно, только если сам работник внесет в кассу профсоюза (либо перечислит на расчетный счет) денежную сумму в размере НДФЛ. Итак, создается ситуация, когда сначала сам работник «платит» за путевку частично (в виде удержанной в счет налога суммы), а затем получает ее от профсоюза (но за счет работодателя). Гораздо проще, не создавая налогово-правовых рисков профсоюзу подготовить процесс покупки путевок (забронировать места, подготовить предварительный договор купли-продажи путевок, выбрать период отдыха и номерной фонд) и предложить работодателю самостоятельно, со своего расчетного банковского счета оплатить путевку. В этом случае приобретатель путевки – работодатель, а вот он уже в порядке выполнения своих социальных и трудовых обязательств освобожден законодателем от удержания и дальнейшей уплаты НДФЛ. Представляется, что именно такой процесс приобретения путевок нужно отразить в Отраслевом соглашении, если планируется типовая практика по отрасли, и в коллективном договоре.

 

Правовое и фактическое обоснование предложенного варианта решения вопроса

Начнем по порядку: Почему путевка – это доход?

В силу норм НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (граждане РФ), а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами нашей страны.

Согласно статье 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.К самим доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в том числе, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Из сказанного можно сделать вывод: лечебный отдых (путевка в санаторий) и является доходом в натуральной форме!Кстати, с усилением в последнее время функции налогового контроля за движением частных финансов, влияющих на налоговую базу, налогоплательщикам придется приложить еще больше усилий в области бухучета и обоснования своих расходов на предприятии.

 

Вопрос: Почему профсоюз – это налоговый агент?

Профсоюз, будучи юридическим лицом (для тех профсоюзных организаций, которые имеют такой статус), имеет расчетный счет и самостоятельно рассчитывается с контрагентами. Он ведет хозяйственные операции соответствующие его уставной деятельности, а также принимает членские взносы. Являясь юридическим лицом, он обязан вести бухгалтерскую отчетность в силу финансового законодательства. Частью налогово-правовых обязанностей любых юридических лиц является удержание НДФЛ, в том случае, когда закон предписывает это.Закон – НК РФ в данном случае.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджет;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение пяти лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Также в статье 226 НК РФ есть указание и на особенности исчисления налога налоговыми агентами: «Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате... При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме».

Важно обратить внимание, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ от удержания НДФЛ, бездействие в виде несообщения в налоговый орган сведений о невозможности удержания налога может привести к санкциям, которые совершенно справедливо со ссылкой на НК РФ, применит к профсоюзу налоговый орган. Отсюда и вывод: профсоюзу лучше вести подготовительную, организационную работу, а оплату путевок как функцию – передать работодателю, который освобожден от обязанности удерживать НДФЛ со своих работников в случае оплаты их лечебного отдыха. Такой ход освободит и работника вносить в кассу профсоюза сумму средств на НДФЛ (если денежные средства на оплату путевок предоставляет сам работодатель).

 

Вопрос: Почему работодатель освобожден от удержания и перечисления НДФЛ в случае покупки санаторно-курортной путевки работнику?

В силу норм трудового законодательства (Трудового кодекса РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права) работодатель обязан предпринимать комплекс мер по охране здоровья своих работников. Частью таких мероприятий является обеспечение санаторно-курортным лечением. Именно поэтому статья 217 Налогового кодекса РФ, снимая часть налогового бремени с организации, предусмотрела для работодателя-организации вариант освобождения от обязанности удерживать и в дальнейшем уплачивать НДФЛ.Согласно статье 217 НК РФ не подлежат налогообложению (т.е. освобождаются от налога) следующие виды доходов физических лиц «суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работниками (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые» за счет средств организации-работодателя, за исключением случаев такой компенсации (оплаты) стоимости путевок, приобретаемых в одном налоговом периоде повторно (многократно).

Налоговым периодом по данному виду налога признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Сделаем резюме по условиям освобождения работодателя от НДФЛ:

– денежные средства, которые идут в счет оплаты путевки - принадлежат организации - работодателю;

– путевка приобретается не систематически, а один раз в налоговом периоде;

– путевка – санаторно-курортная, лечебная и профиль учреждения должен соответствовать этому требованию.

Вывод: председателю важно знать не только о своих правах как профсоюзного лидера, но и о тех обязанностях, которые возникают у него, как руководителя (если профсоюз является юридическим лицом). Чтобы избежать налогово-правовые санкции и риски, профсоюзу целесообразно организовать процесс бронирования путевок, но сами счета на приобретение путевок должен оплатить работодатель. В этом случае у работника не возникает обязанности уплачивать НДФЛ, а профсоюз освобождается от обязанностей налогового агента.

 

 

 

 

Редакция продолжает публиковать юридические экспертные заключения по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации даны некоторые правовые рекомендации лицам, в отношении которых в суд поступили материалы о привлечении к ответственности в связи с неуплатой административного штрафа. Несмотря на то, что процесс реализации административного наказания достаточно подробно урегулирован процессуальным законодательством, в практике часто встречаются ошибки, которые влекут или могут повлечь отмену решения о применении наказания.

 Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – кандидат юридических наук, доцент Образовательно-научного кластера «Институт управления и территориального развития» Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

В данном случае эксперт действует в ситуации, где в отношении лица в суд поступили материалы о привлечении к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, вместе с тем сам привлекаемый к ответственности не был извещен о вынесенном в его адрес административном штрафе. Первоначально физическое лицо было привлечено к ответственности за превышение скорости. Само правонарушение было зарегистрировано камерами дорожного движения в режиме автофиксации. Постановление о назначении штрафа было отправлено по адресу, которое не являлось фактическим местом жительства правонарушителя. Более того, правонарушитель не проживал по этому адресу в течение нескольких лет, однако, именно этот адрес был указан в базе ГИБДД. Именно на этот адрес ГИБДД отправило почтой постановление о назначении штрафа. Постановление не было вручено правонарушителю и вернулось обратно. Игнорируя этот факт – факт невручения лицу постановления о штрафе, сотрудник ГИБДД составляет новое постановление о совершении административного правонарушения по ч. 1 статьи 20.25, при этом постановление о штрафе (первоначальное) по главе 12 КоАП РФ гражданину не вручается, не разъясняется: где и как его получить. Материалы административный орган отправляет в суд для решения вопроса о привлечении к ответственности в виде нового штрафа, на этот раз по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Однако, отчеты об отслеживании почтового отправления с постановлениями по штрафу по главе 12 КоАП РФ, которые представляются сотрудниками ГИБДД в материалах дела, не заверяются подписью должностного лица ОАО «Почта России» и печатью почтового ведомства.

Мнение эксперта: гражданину целесообразно устно и письменно ходатайствовать перед судом на основании статей 26.2, 26.1 КоАП РФ, статьи 24.5 КоАП РФ прекратить производство по делу в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения.

Правовое и фактическое обоснование (основания для обжалования):

1. Лицо, привлеченное к административной ответственности и которому назначено административное наказание, в силу норм Конституции РФ и КоАП РФ должно быть уведомлено о назначении ему административного наказания.

В данном случае ГИБДД не вручало лицу, привлекаемому к ответственности протокол о совершении административного правонарушения и не направляло постановление по месту регистрации гражданина – об этом следует указать в объяснении (письменном и устном) лица, привлекаемого к ответственности. Особо следует подчеркнуть, что постановление о назначении административного наказания было вынесено с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. Однако, эти материалы фиксации вместе с решением должностного лица о назначении административного наказания должны быть направлены лицу, которое привлечено к ответственности, что сделано не было административным органом.

По аналогичному делу№ 5-АД20-90 от 28 мая 2019 г. о привлечении к административной ответственности гражданина за несвоевременную уплату штрафа по КоАП РФ Верховный Суд обратил внимание на факт подтверждения «Почтой России» того, что письмо с постановлением о назначении административного наказания не было доставлено. В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и прекратил производство по административному правонарушению.

Надлежащее уведомление лица о назначении наказания за совершенное правонарушение и уклонение от вступившего в силу постановления является основой по объективной стороне состава, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В связи с этим существенным для разрешения дела в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ будет рассмотрение судом материалов, а именно заверенной в надлежащем порядке (подписью и печатью уполномоченного должностного лица ОАО «Почта России») копии почтового уведомления о вручении гражданину по месту регистрации или по месту пребывания постановления о совершении административного правонарушения (превышение скорости) и назначении наказания за совершенное правонарушения, поскольку ГИБДД настаивает именно на уклонении от уплаты штрафа.

Статья 26.1 КоАП РФ, характеризуя обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, закрепляет, чтопо делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

– наличие события административного правонарушения;

– виновность лица в совершении административного правонарушения;

– характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

– иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Сотрудниками ГИБДД в суд были направлены материалы, дезинформирующие суд о существе дела, так как прежде, чем доказать состав по КоАП РФ, выражающийся в уклонении от уплаты штрафа, административный орган должен доказать суду надлежащее уведомление лица, в отношении которого возбуждено дело по части
1 статьи 20.25 КоАП РФ о том, что лицо уведомлено надлежащим образом и знает об административном наказании в виде штрафа (первоначального, в данном случае по одному из составов главы 12 КоАП РФ). В данном случае такое уведомление отсутствует.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ «Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении…если указанные доказательства получены с нарушением закона». Надлежащим доказательством по составу правонарушения по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, которое инициировало ГИБДД является надлежащее уведомление лица о вручении постановления о назначении административного наказания. Этим нормативно-правовым гарантиям защиты права лица, привлекаемого к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, суд должен дать по правилам судопроизводства надлежащую правовую оценку (о чем и следует ходатайствовать гражданину).

2. На основании общих положений КоАП РФ о задачах административного производства, руководствуясь принципом невиновности, административный орган перед направлением дела в суд был обязан удостовериться о надлежащем уведомлении гражданина, т.е. о существовании документального подтверждения того, что вручено постановление о совершении правонарушения и назначении наказания. Это со стороны ГИБДД сделано не было. Между тем, в административно-правовых спорах, где слабой стороной является лицо, привлекаемое к административной ответственности, и в отношении которого ведется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность. В спорах, вытекающих из публичных правоотношений виновность лица обязан устанавливать и доказывать административный орган. Суд должен квалифицировать бездействие со стороны ГИБДД именно как нарушение процессуальной обязанности административного органа доказать вину правонарушителя и состав правонарушения.

Резюмируя, можно еще раз напомнить гражданину ходатайствовать перед судом на основании статей 26.2, 26.1 КоАП РФ, статьи 24.5 КоАП РФ, которая устанавливает, что «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения и 2) отсутствие состава административного правонарушения», прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 

 

Редакция продолжает публиковать правовые экспертные заключения по наиболее интересным вопросам из сферы трудовых отношений. В данной консультации проанализированы вопросы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих в бюджетных учреждениях, при условии, что перевыполнен план по государственному (муниципальному) заданию.

На разрешение эксперту поставлен вопрос: будет ли перевыполнение показателей по государственному заданию основанием для увеличения размера оплаты труда для работников бюджетного учреждения? И если такое увеличение в заработной плате конкретного работника учреждения возможно, тогда какими будут являться правовые основания?

Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент Образовательно-научного кластера «Институт управления и территориального развития» Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

Бюджетные учреждения созданы, функционируют и финансируются благодаря государственному (муниципальному) заданию. Например, нормативно-правовым актом, регулирующим порядок составления государственного задания для федеральных государственных учреждений, является Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Главный распорядитель бюджетных средств утверждает документы, которые оказывают методическую помощь в создании государственного задания, применительно к своей отрасли управления. Например, в сфере высшего образования таким разъяснительным документом является приказ Министерства науки и высшего образования России от 28 октября 2021 г. № 989, утвердивший Методику формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период. Примечательно, что государственное задание для бюджетной организации утверждает учредитель, который не является работодателем для сотрудников, трудящихся в данном учреждении. Учреждение существует пока есть финансовое обеспечение государственного задания, которое предусматривает затраты на фонд оплаты труда. При этом фонд оплаты труда может дополняться таким источником финансирования – как приносящая доход предпринимательская деятельность организации, не противоречащая целям его создания и отвечающая уставным целям его создания.

В случаях перевыполнении задания должны вноситься изменения в показатели уже утвержденного задания и должно формироваться новое государственное задание. Следовательно, учреждение должно инициировать корректировку госзадания, а ведомственный собственник принять и рассмотреть такую инициативу. В случае превышения нормативов ранее утвержденного задания по факту, оно должно измениться и преобразиться в новую редакцию с увеличенным объемом финансирования. Учреждение не может отказаться от выполнения задания и приостановить выполнение отдельных государственных функций или услуг. Согласно статье 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Увеличение объема государственного задания влечет увеличение объема или расширение зон обслуживания для работников такой структуры. Поскольку работа в объемах, не соответствующих условиям трудового договора, не допускается Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, необходимо внесение изменений в документы, устанавливающие основные условия трудовых отношений между работником и работодателем.

Заключение эксперта: статья 151 ТК РФ закрепляет, что при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Таким образом, правовое обоснование рассматриваемого вопроса сводится к тому, что при перевыполнении госзадания происходит увеличение объема дополнительной работы и данное обстоятельство дает основание на повышенный размер оплаты труда. Часть 1 статьи 129 ТК РФ характеризует заработную плату как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Правовое решение здесь представлено в двух вариантах: 1) оформить работнику, участвующему в выполнении госзадания доплату либо 2) зафиксировать в доли ставки (0,5; 0,25 или в другом размере) увеличение объема работы через заключение дополнительного соглашения к трудовому договору.

 

 

Редакция продолжает публиковать юридические экспертные заключения по наиболее интересным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации проанализированы вопросы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих по совместительству, в части стимулирования и премирования их деятельности.

На разрешение эксперту поставлен следующий вопрос: может ли работодатель премировать работника не только за трудовую деятельность по основной ставке (1 ставка), но и за успешное выполнение работ по совместительству на условиях дополнительной доли ставки (0,5 ставки)? Речь идет о работе по совместительству в бюджетном учреждении. В коллективном договоре учреждения прописано, что работникам, занятым на условиях совместительства, оплата труда устанавливается пропорционально отработанному времени либо на других условиях, определенных трудовым договором. В качестве стимулирования выбран способ применения повышающего коэффициента к окладу. Однако, далее в коллективном договоре сказано, что повышающие коэффициенты применяются только к одной ставке и если работник работает более, чем на одну ставку, повышающие коэффициенты применяются только к одной ставке.

 

Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

Cтатья 285 Трудового кодекса РФ говорит о том, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. В этой норме обозначен принцип недискриминации, принцип общеправового юридического равенства, который дублирует конституционное положение о том, что работодатель обязан производить оплату труда в полном объеме за труд равной ценности и на равных условиях без дискриминации.

Положения Конституции РФ опираются на международные нормы и принципы, и последними, как пишет Конституционный суд России в Постановлении от 16.12.2019 г. № 40-П, было провозглашено право на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.

Как устанавливает статья 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом о МРОТ, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджета, средствами бюджетов соответствующего уровня, внебюджетными средствами, а также суммами доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно статье 144 ТК РФ базовые оклады или ставки заработной платы, обеспечиваются:

– федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

– государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств региональных бюджетов;

– муниципальными учреждениями - финансами местных бюджетов.

Если обратиться к нормам самого ТК РФ, то из статьи 129 следует, что заработная плата (иначе именуется как оплата труда работника) состоит из нескольких частей:

– оклада или базовой ставки (в законодательстве именуется вознаграждением за труд). Оклад или базовая ставка зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Размер оклада или ставки по каждой должности определяется распоряжением или приказом работодателя и отражается, как правило, в штатном расписании. Указание на размер должностного оклада, базовой ставки – обязательное, существенное условие трудового договора, изменение которого в одностороннем порядке не допускается;

– компенсационных выплат (доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты, компенсирующие вредный или опасный характер работы);

– стимулирующих выплат (премии и иные поощрительные выплаты).

Анализ статьи 129 ТК РФ показывает, что заработная плата состоит из 3-х частей, каждая из которых имеет свое институциональное назначение: базовая ставка илидолжностной оклад обеспечивает МРОТ, гарантированный Конституцией России, социальным и трудовым законодательством; компенсационные выплаты призваны возместить затраты за работу в особых, вредных условиях труда; стимулирующие выплаты выполняют поощрительную роль и побуждают к достижению наилучших результатов.

В данной организации установлены в качестве премиальной части оплаты труда повышающие коэффициенты к окладу и коллективным договором поименовано, что в случае превышения нагрузки более, чем на одну ставку, повышающие коэффициенты применяются только к одной ставке. Следовательно, работник, который трудится на условиях совместительства, по нормам коллективного договора лишается права на стимулирование посредством применения повышающего коэффициента ко всей нагрузке. Такое положение дел нельзя признать верным и справедливым, т.к. работник не только в пределах основной нагрузки имеет право на стимулирование, но и в пределах нагрузки и ставки, превышающей основную ставку. Закрепление в коллективном договоре такого положения противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности:

– части 3 статьи 37 Конституции РФ, которая устанавливает, что работник имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Все работники, трудящиеся на условиях совместительства, имеют право и возможность в пределах фонда оплаты труда получать стимулирующие выплаты за работу, выполняемую на условиях совместительства;

– части 1 статьи 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Увеличение объема работы на условиях исполнения трудовой функции по совместительству не может лишать работника права на премирование, так как заработная плата предусматривает поощрение за труд в виде стимулирующих выплат, в том числе в зависимости от объема выполняемой работы. Премиальные выплаты применяются и начисляются к окладу работника, при этом условие совместительства не является основанием для принятия решения об ограничении права работника на получение премирования (стимулирования).

В статье 3 ТК РФ нормами законодательства вслед за нормами конституционного права запрещена дискриминации в сфере труда. В упомянутой статье кодекса определяется, что возможно установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, но только в том случае, если они свойственны данному виду труда, т.е. ограничения могут быть связаны с особенностями трудовой деятельности и трудовой функции. Ограничение в сфере оплаты труда трудовым и конституционным законодательством не предусмотрены.

Статья 282 ТК РФ определяя правовой режим работы на условиях совместительства, говорит о нем как о режиме, при котором работник выполняет другую регулярно оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Сама оплата труда предполагает три составляющих компонента – окладную часть (базовую ставку), компенсационные (при наличии соответствующих условий) и стимулирующие выплаты. При этом статья 287 ТК РФ говорит о том, что «гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме». Из анализа этой статьи следует, что ограничениями охватываются только компенсационные выплаты и только те, которые поименованы в части 1 статьи 287 ТК РФ. Следовательно, остальные гарантии, касающиеся оплаты труда, для работника, трудящегося на условиях совместительства, работодатель обязан сохранить.

Заключение эксперта: работник, который трудится на условиях совместительства, премирование может получать как по основной, так и по дополнительной ставке.

Редакция продолжает публиковать юридические экспертные заключения по наиболее интересным вопросам правоприменительной практики. В данной авторской юридической консультации проанализированы правовые способы укрепления роли профсоюзного коллектива в решении социальных и трудовых вопросов на предприятии, в организации. Даны экспертные рекомендации по расширению зоны влияния профсоюза в решении вопросов локального нормотворчества. В данном случае на разрешение эксперту поставлен следующий вопрос: может ли мнение совета (собрания) трудового коллектива или иного представительного органа работников заменить мнение профсоюза при принятии локальных нормативных актов?

 

Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 Социальное партнерство – важная часть системы взаимоотношений между работниками и работодателями. Представителями работников могут быть профессиональные союзы, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ. Наравне с профсоюзом ТК РФ упоминает и иных представителей работников, которые могут выступать партнерами работодателя по коллективным переговорам или партнерами по решению других вопросов, требующих консультаций и согласования.

Статья 27 ТК РФ формами социального партнерства называет:

– взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных социально-экономических отношений;

– заключение коллективного договора, контроль за его исполнением;

– участие работников, их представителей в управлении организацией (в том числе при принятии локальных нормативных актов);

– представительство при разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ (статья 29).

При этом ТК РФ оперирует двумя понятиями и характеризует двух субъектов, которые могут выступать как социальные партнеры во взаимоотношениях с работодателем. Кодекс в процедурных вопросах использует в ряде случаев понятие «выборный орган первичной профсоюзной организации», а в ряде случаев - «представительный орган работников». К примеру, в статье 29 Трудового кодекса прописано, что представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Или же в статье 37 Трудового кодекса РФ, которая описывает порядок ведения коллективных переговоров, указано, что «Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями». Напротив, в статье 373 ТК РФ говорится о порядке учета мотивированного мнения именно выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Или же в статье 99 Кодекса прописано о том, что привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Если правовой статус первичной профсоюзной организации урегулирован нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то характеристики представительного органа работников как организационной структуры с правовым статусом в законодательстве нет. На практике – это добровольное объединение работников конкретного работодателя. Такое объединение может, например, именоваться советом (союзом) трудового коллектива. Это объединение может быть образовано в случае необходимости согласования с работодателем ряда вопросов, касающихся социально-трудовых отношений. Но это добровольное объединение может преследовать и иные цели, которые сложно определить, так как именно правовой статус таких объединений не получил отражения в законодательстве (справедливости ради следует сказать, что и не может «получить» в силу конституционного принципа о добровольности объединений).

Одним из важных направлений профсоюзного контроля является контроль за принимаемыми работодателем локальными нормативными актами. На практике возникает вопрос: может ли мнение совета (собрания) трудового коллектива или иного представительного органа работников заменить мнение профсоюза при принятии локальных нормативных актов?В ряде случаев, действительно может, если первичная профсоюзная организация объединяет менее 50% работников.

Обоснование такого положения дел кроется в статье 372 ТК РФ, которая устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации:«Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора». Следовательно, единственным выходом из ситуации, когда в любом случае у работодателя возникнет обязанность представлять в первичную профсоюзную организацию проекты локальных нормативных актов с обоснованием, будет соответствующая норма в коллективном договоре. Так, совершенно на законных основаниях в текст коллективного договора можно включить обязанность работодателя согласовывать с профсоюзом проекты локальных нормативных актов,определяющие:

порядок проведения аттестации работников (в действующей редакции ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается с учетом мнения представительного органа работников – ст. 81);

системы оплаты труда (в действующей редакции ТК РФ такие акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников – ч. 4 ст. 135);

перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (в действующей редакции ТК РФ такой перечень устанавливается с учетом мнения представительного органа работников – ч. 1 ст. 101);

введение, замену и пересмотр норм труда (в действующей редакции ТК РФ такие акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников – ст. 162).

В этих случаях кодекс не говорит об учете мнения именно первичной профсоюзной организации, а говорит о представительном органе работников.

Экспертное заключение:будучи включенными в текст коллективного договора подобные положения будут обязывать работодателя учитывать мнение именно первичной профсоюзной организации.

Более того, в коллективный договор в целях упрочения позиций профсоюза целесообразно включить все случаи согласования проектов локальных актов, поименованные в кодексе. В данном случае редакция соответствующего раздела коллективного договора будет выглядеть следующим образом:

Работодатель рассматривает по согласованию с профкомом следующие проекты локальных нормативных актов:

– расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, являющимися членами профсоюза;

– привлечение к сверхурочным работам;

– разделение рабочего времени на части;

– привлечение к работе в выходные, нерабочие праздничные дни;

– очередность предоставления отпусков;

– утверждение Положения по оплате труда;

– применение систем нормирования труда;

– массовые увольнения;

– установление перечня должностей с ненормированным рабочим днем;

– утверждение Правил внутреннего трудового распорядка;

– создание комиссий по охране труда;

– составление графиков сменности;

– установление размеров повышенной заработной платы за вредные и иные особые условия труда;

– размеры повышения заработной платы в ночное время;

– снятие дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения;

– определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

– установление сроков выплаты заработной платы работников.

По согласованию с выборным профсоюзным органом работодатели производят:

– утверждение режима работы организации;

– распределение премиальных выплат;

– утверждение должностных обязанностей работников;

– утверждение графиков отпусков;

– принятие Положений о дополнительных отпусках;

– изменение условий труда.

В этих случаях, даже если коллектив профсоюза насчитывает менее 50-ти процентов от общей численности работников, работодатель обязан будет проект локального нормативного акта перед его принятием направлять в профсоюз. Подобные формулировки, на взгляд эксперта, целесообразно отражать и в Отраслевых соглашениях.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации дан ответ на вопрос, касающийся вывоза твердых коммунальных отходов и образовавшихся долгов.

 

 

Консультанты:

Перепелкина Наталья Владимировна (доцент кафедры гражданского права и процесса Поволжского института управления им. П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ (г. Саратов), кандидат юридических наук, куратор Центра правовой помощи населению) и стажеры Центра.

 

 

Вопрос гражданина

Есть дом в области, оформлен на жену, но там не живем и даже не появляемся 12 лет. Свет и газ отключены за ненадобностью.

Жене стали приходит СМС от некоей кампании «Р.О.С.ДолгЪ» с требованием оплатить долг по вывозу мусора. Никаких договоров на вывоз мусора мы, естественно, не заключали. Законно ли подобное требование?

1) Обязанность оплачивать коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно пункту 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ (а также пп. а п. 3 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 ст. 169 ЖК РФ.

Таким образом, даже если в доме никто не проживает, закон закрепляет за собственником обязанность оплачивать коммунальные услуги, в том числе и услугу за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) (входят в структуру коммунальных услуг согласно пункту 4 ст. 154 ЖК РФ).

2) Региональный оператор.

Пункт 5 ст. 30 ЖК РФ устанавливает, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО. В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления», статья 30 ЖК РФ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг с региональным оператором. С момента утверждения Единого тарифа на услуги, обязанность Потребителя по оплате коммунальной услуги наступает независимо от наличия заключенного договора.

Согласно п. 8.17 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. 641», в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3) По сообщениям от «Р.О.С.ДолгЪ» можно предположить, что «Ситиматик» (ррегиональный оператор) привлек третье лицо для совершения юридических и фактических действий по взысканию задолженности за оказанные коммунальные услуги (Письмо Минстроя России от 14 октября 2020 г. № 41140-ОЛ/04 «О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»)

«Р.О.С.ДолгЪ» – зарегистрированное в ЕГРЮЛ юридическое лицо. «Р.О.С. ДолгЪ» включен в реестр ФССП как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

4) Долг собственника перед региональным оператором «Ситиматик»

Для расчета используются формулы в «приложении 2» «II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире» в Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (в ред. от 31.07.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

Согласно, пункту 148(36) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (в ред. от 31.07.2021) при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно пункту 148(31) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 54 (в ред. от 31.07.2021) в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулой 9(8) приложения 2 к настоящим Правилам.

Вопросы:

Производилась ли хоть раз за 12 лет оплата за обращение с ТКО?

Данный вопрос будет важен, если «Ситиматик» обратится в суд с иском о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с ТКО. В этом случае есть перспектива использовать срок исковой давности.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации проанализированы документы, которыми руководствуются органы исполнительной власти на территории Калининградской области, вводя в регионе режим обязательной вакцинации против COVID-19.

 

Эксперт по правовым вопросам:

Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, куратор Юридической клиники БФУ им. Иммануила Канта

 

 

Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям»на территории областиотдельные категории (группы) граждан, подлежат обязательной вакцинации против инфекции COVID-19:

1) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти Калининградской области и подведомственных им организаций;

2) граждане, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере:

- торговли и общественного питания;

- предоставления услуг по временному проживанию (гостиницы, хостелы, гостевые дома, пансионаты, кемпинги и т.д.);

- образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;

- транспорта общего пользования, такси;

- бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;

- салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;

- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;

- МФЦ;

- культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, экскурсий);

- досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов), театров, кинотеатров, концертных залов.

Данным постановлением установлены сроки и численность работников, подлежащих вакцинации: в срок до 20.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20.08.2021 - вторым компонентом вакцины - не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. Ответственные за выполнение постановления – руководители организаций, которые несут персональную ответственность не только за организацию безопасной и бесперебойной работы, но и за выполнение специальных административно-правовых норм, касающихся санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За их невыполнение предусмотрена административная ответственность.

 

Согласно статье 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»в полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей входит:

1) При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

- госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

- проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

- проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

- введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

2) За нарушение санитарного законодательства они вправе выносить мотивированные постановления о:

- наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;

- направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

 

Высший исполнительный орган страны – Правительство РФ – утвердило Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825). К сферам деятельности и отдельным видам работ, где требуется проведение вакцинации, относятся:

1) Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

2) Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

3) Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

4) Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

5) Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;

6) Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;

7) Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных;

8) Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;

9) Работы с больными инфекционными заболеваниями;

10) Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;

11) Работы с кровью и биологическими жидкостями человека;

12) Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В ряде случаев работы, указанные в данном перечне, могут носить вредный характер. Тогда работнику положена компенсация за вредный характер работы по трудовому законодательству. В любом случае, работники, трудящиеся в организациях, относящихся к перечисленным в перечне сферам деятельности, подлежат вакцинации профилактическими прививками.

В развитие вышеперечисленных норм санитарного законодательства принят Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н).

К приоритету 1-го уровня относятся:

лица в возрасте 60 лет и старше;

взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;

лица, проживающие в организациях социального обслуживания;

лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;

граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более.

К приоритету 2-го уровня относятся:

взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;

лица, работающие вахтовым методом;

 волонтеры;

военнослужащие;

работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся:

– государственные гражданские и муниципальные служащие;

– обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;

– лица, подлежащие призыву на военную службу.

 

Соответственно, правовым основанием вакцинации от тех или иных заболеваний будут наименования болезней, указанных в данном календаре. Приложение № 2 к поименованному приказу Минздрава России (календарь прививок) содержит указание на обязательность прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, для отдельных категорий граждан.

Вакцинация в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится в случае ухудшения обстановки на основе аналитики заболевших. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают: главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи регионов.

Согласно статье 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» правовые последствия факта отсутствия профилактических прививок следующие:

– запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

– временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

– появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

– не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование;

– при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

– в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;

– по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Вывод: отстранение от работы будет правомерным, если работник не прошел вакцинацию. При следующем периодическом медицинском осмотре (ежегодный медосмотр) работник просто не будет соответствовать требованиям для работы на должности из-за отсутствия прививки (в случае, если сохранится действие Постановления о проведении профилактических прививок). Несоответствие занимаемой должности повлечет предложение по переводу на другую работу или увольнение.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики.

В данной консультации поименованы документы, которые необходимо запросить у продавца земельного участка и органов власти перед составлением договора купли-продажи и подачей его на государственную регистрацию. В дальнейших консультациях читатели найдут ответы на вопросы о том, как верно составить договор купли-продажи земельного участка, на какие моменты обратить внимание при налогообложении права собственности и другие юридические моменты, сопутствующие владению и пользованию земельным участком.

Консультант: Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, куратор Юридической клиники Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

Купля-продажа недвижимости, в том числе земельного участка, как сделка – ответственный шаг для покупателя и для продавца. В ряде случаев последствия сделки касаются не только их самих, но и членов их семей и даже кредиторов. Обезопасить сделку купли-продажи земельного участка от долгов или же судебных разбирательств поможет тщательная подготовка и анализ документов на стадии предпродажной подготовки, а также грамотный и безопасный с точки зрения рисков договор между покупателем и продавцом земельного участка.

Отчасти риски сделки минимизирует орган государственной регистрации – Росреестр РФ. В случаях, обозначенных в федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 26), регистрация прав будет приостановлена. В этом шаге – безопасность и гарантии для покупателя. Приостановка сделки покажет, что для признания сделки Росреестром, а значит - для перехода права к другому владельцу - существуют какие-то препятствия, преодоление которых закон признает важными и которые не позволяют зарегистрировать нового владельца (покупателя) участка. В числе таких препятствий следующие:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (лицо, представившееся продавцом, не имеет прав на земельный участок или не может продать его свободно);

2) с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (лицо, представившееся продавцом, не имеет право на продажу участка);

3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Встречаются случаи, когда участок: может быть продан или заложен по договору другим лицам; может иметь место судебный спор о том, кто является владельцем участка; собственников участка может быть множество, а в вашем договоре купли-продажи имеется со стороны продавца только одно лицо. Полный перечень оснований приостановления сделки изложен в указанной 26 статье закона, который легко можно найти на сайте справочной поисковой правовой системы СПС «Гарант».

В осуществлении государственной регистрации прав Росреестр отказывает полностью, в случаях, если в течение срока приостановки сделки не устранены причины, препятствующие ее регистрации (полный перечень оснований для приостановления - в статье 26 закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Чтобы сделать сделку купли-продажи и продавцу, и покупателю безопасной необходимо до подачи документов в Росреестр собрать и проанализировать следующий пакет документов:

градостроительный план земельного участка. Его необходимо взять продавцу участка в органе местного самоуправления (отдел архитектуры и градостроительства). Он выдается только собственнику участка и выдается бесплатно. Период подготовки – 14 рабочих дней. Выдается на руки - в бумажной версии, но может быть выдан - и в электронной версии, о чем правообладатель участка должен указать в заявлении о выдачи градостроительного плана. Градостроительный план укажет на разрешенный вид использования земельного участка – личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство. Земля может быть предназначена и для других нужд (крестьянское фермерское хозяйство, например), но всегда - ее использование должно быть в соответствии с теми условиями, которые указаны в градостроительном плане земельного участка либо в свидетельстве о праве собственности на участок, либо в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (покупателю лучше сравнить все три документа на предмет: кто собственник (кто собственники), каков размер (кв.м.) земельного участка, местонахождение участка, каков вид разрешенного использования). Разрешенный вид использования земельного участка – как раз и покажет потенциальному владельцу (покупателю) какое именно целевое назначение покупаемого им участка обозначено в Правилах землепользования и застройки – документе, обозначающем правовой режим пользования землей;

свидетельство о праве собственности продавца на земельный участок. Оно содержит указание на местонахождение земельного участка, что является существенным условием договора купли-продажи земельного участка как объекта недвижимого имущества. Местонахождение определяется адресом – край (область), район (муниципальный район), поселок (город), улица, номер участка. Свидетельство о праве собственности указывает на владельца – лицо, имеющее право продать участок. Владельцев может быть несколько, тогда все они должны быть как продавцы поименованы в свидетельстве и соответственно, в договоре купли-продажи участка. Координаты участка также содержатся в свидетельстве – каждому земельному участку, который прошел межевание и кадастровый учет (что необходимо при продаже отдельно выделенного из квартала, земель - участка), присвоен кадастровый номер. Указанные из свидетельства реквизиты одновременно являются существенными условиями договора купли-продажи земельного участка;

выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.С того времени, когда Росреестр перестал выдаватьсвидетельство о праве собственности на земельный участок выписка из Реестра стала единственным документом, подтверждающим актуальность сведений о том, что продавец – реальный собственник участка.Выписка готовится Росреестром. Ее можно заказать (удобно и дешевле) через портал гос. услуг или через МФЦ.Выписку следует заказывать расширенную – вы узнаете более полный перечень сведений об участке. Выписка из Реестра покажет: реального владельца (или владельцев) земельного участка; размер и местоположение земельного участка; координаты участка; вид разрешенного использования земельного участка. Если вы планируете использовать участок под выращивание плодово-ягодных культур – вашим выбором должно стать личное подсобное хозяйство; если планируете строить индивидуальный дом для личных нужд – ваш выбор следует остановить на земельном участке, предназначенном под индивидуальное жилищное строительство. Выписка из реестра укажет на вид разрешенного использования земельного участка, что позволит определиться с предметом купли-продажи под ваши цели и намерения;

паспорт продавца и покупателя – сравните данные в вышеперечисленных документах для правильного указания их в договоре (данные продавца и покупателя). Данные паспорта продавца – ФИО – целесообразно сравнить с выпиской их Единого государственного реестра недвижимости, градостроительным планом земельного участка, запрошенного до сделки, свидетельством о праве собственности (при наличии).

Редакция начинает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики.

Консультанты: Койро Кирилл Викторович (куратор), Щеглов Кирилл Олегович, Никифоров Савелий Владленович – Юридическая Клиника Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

 

Вопрос клиента

Клиент (супруга) обратилась в Юридическую Клинику Балтийского федерального университета со следующим вопросом. Клиент хочет расторгнуть брак, однако у Клиента есть трое несовершеннолетних детей и квартира в ипотеке. Право собственности на квартиру принадлежит детям, Клиенту и его супругу. Квартира приобреталась на средства материнского капитала и государственной субсидии по программе «Молодая семья». В единоличный собственности у Клиента есть земельный участок и гараж, а на супруга оформлена машина. Супруг намерен разделить все имущество, в том числе то, которое находится в собственности только у Клиента. В связи с чем у Клиента возникли следующие вопросы:

1. Как правильно написать заявление о расторжении брака?

2. Можно ли в заявлении указать требование об уплате алиментов?

3. Куда подавать заявление?

4. Как делится материнский капитал при разводе, если его вложили в квартиру, купленную по ипотеке?

5. Подлежит ли разделу земельный участок, выданный многодетной семье мэрией?

 

Вопрос первый

Форма и содержание искового заявления должны соответствовать ст. 131 и 132 ГПК РФ.

Исковое заявление составляется в письменной форме, в нем вы должны указать суд, в который подаёте, ваше ФИО и место жительства, ФИО и место жительства супруга, когда и где зарегистрирован брак, имеются ли общие дети, их возраст, достигнуто ли вами и супругом соглашение об их содержании и с кем они останутся, а если супруг не желает расторгнуть брак, то нужно изложить причины расторжения брака, указать требования о взыскании алиментов в размере половины заработка и иного дохода супруга согласно ст. 81 СК РФ, указать требование о разделе имущества. Нужно указать какое имущество вы хотите оставить себе и как вы с супругом будете оплачивать ипотеку. Например, указать, что ипотеку будете оплачивать вместе в равных или иных долях, или ипотеку оплачивать будет только один из вас.

К заявлению вы должны приложить документы: копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о рождении детей, документы о заработке и иных источниках ваших доходов и дохода супруга, документы по имуществу, которое собираетесь делить. Такие документы должны подтверждать ваше право собственности или право собственности супруга. Также нужно приложить чек об уплате государственной пошлины и уведомление о вручении копий искового заявления и приложенных к нему документов ответчику (вашему супругу).

 

Вопрос второй

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 131 ГПК РФ вы должны указать свои требования. ГПК РФ не предусматривает минимальное и максимальное количество требований, которые можно указать в исковом заявлении.

Следовательно, ваше заявление будет включать три требования - расторжение брака, раздел совместного нажитого имущества и взыскание алиментов.

В судебной практике распространено, когда в одном исковом заявлении указывают сразу эти три требования. Так, по делу № 2–2247/2016 Московского районного суда г. Калининграда истец расторг брак, взыскала алименты, и суд произвел раздел имущества.

Но важно отметить, что суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство. Также следует иметь в виду, что сроки рассмотрения дела из-за количества требований могут увеличиться. Если вашей целью является сделать всё максимально быстро, то следует поделить требования на отдельные иски (в нашем случае на 3 иска).

 

Вопрос третий

Согласно ст. 21–23 СК РФ брак расторгается через суд, если супруги имеют несовершеннолетних детей, один из супругов не желает расторгнуть брак или уклоняется от его расторжения, поэтому заявление необходимо отправить в суд.

Если в заявлении будет указано требования о взыскании алиментов и разделе имущества и сумма этих требований больше 50 000 тысяч рублей, то согласно ст. 24 и 25 ГПК РФ исковое заявление будет рассматривать районный суд. Если сумма требований не превышает 50 000 рублей, то согласно ст. 23 ГПК РФ дело будет рассматриваться в мировом суде. Таким образом необходимо обращаться в мировой суд или районный суд по месту жительства в зависимости от суммы требований, указанных в вашем заявлении о расторжении брака.

 

Вопрос четвертый

Согласно ст. 34 СК РФ подлежат разделу между супругами денежные средства, которые не имеют целевого назначения.

Согласно ст. 2 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский капитал – это денежные средства, предоставленные по целевой федеральной программе.

Вы приобрели квартиру в ипотеку, которую сейчас выплачиваете с супругом. Если материнский капитал был полностью потрачен на приобретение этой квартиры, то материнский капитал не делится, поскольку вы распорядились средствами капитала.

Но если материнский капитал потрачен не полностью, то оставшаяся часть средств согласно ст. 2 Закона остается у лица, который обладает сертификатом на материнский капитал.

 

Вопрос пятый

При расторжении брака согласно ст. 34 и 38 СК РФ разделу подлежит общее имущество супругов. Общее имущество – имущество, которое было приобретено в период брака независимо от того, на кого именно из супругов оформлено такое имущество.

Это же указано в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Так как земельный участок вам был выдан в период брака за счет государственной субсидии «Молодая семья», то он подлежит разделу несмотря на то, что он оформлен в собственность только на вас.

Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики.

Консультанты: Койро Кирилл Викторович (куратор) и Щеглов Кирилл Олегович – Юридическая Клиника Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

 

Вопрос клиента

В марте 2020 г. жене клиента врачи провели хирургическую операцию на глазе и в течение 3 месяцев вели наблюдение за состоянием жены клиента. За операцию клиент заплатил 40 000 рублей. Позже клиент узнал о возможности вернуть деньги за проведенную медицинскую операцию путем получения налогового вычета. Поскольку клиент не знал, что такое налоговый вычет и как его можно получить, он обратился в Юридическую Клинику Балтийского федерального университета, чтобы получить письменную юридическую консультацию о том, что такое налоговый вычет и о способах его получениях.

 

Введение

Налоговый вычет позволяет получить деньги, которые были уплачены в качестве налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Согласно ст. 219 НК РФ расходы на лечение относятся к социальному налоговому вычету (далее – «вычет»).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет может получить физическое лицо, которое оплатило медицинские услуги себе или своим членам семьи. К членам семьи относятся супруга, дети и родители.

Для получения вычета на медицинские услуги необходимо соблюсти 3 условия:

1) Оплаченное лечение должно входить в установленные перечни медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения. Эти перечни установлены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 458 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

2)Медицинская организация, которая провела операцию, должна иметь лицензию на оказание медицинских услуг согласно абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

3) В медицинской организации необходимо получить справку, которая выдается по вашему требованию согласно приказу Минздрава РФ N 289 от 25.07.2001. Такая справка называется «Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ налоговый вычет можно получить двумя способами: обратится к работодателю с заявлением или подать в налоговый орган декларацию.

 

Первый способ

Чтобы получить налоговый вычет через своего работодателя нужно собрать специальные документы.

К таким документам относятся: копия договора об оказании медицинских услуг, (если такой договор заключался), копия лицензии медицинской организации, оригинал справки об оплате медицинских услуг согласно приказу Минздрава № 289. Так как операцию проходила ваша жена, то также понадобится свидетельство о заключении брака, чтобы доказать, что вы и ваша жена являетесь членами семьи.

(Источник: Письма ФНС России от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19630@, от 22.05.2017 N БС-4-11/9500@, Минфина России от 29.09.2016 N 03-04-07/56797)

Дополнительно можно собрать чеки, подтверждающие оплату услуг и акт об оказанных услуг (при наличии).

После этого нужно составить заявление о подтверждение права на социальный вычет.

Форму заявления можно взять в Письме ФНС России от 16.01.2017 N БС-4-11/500@ "О направлении рекомендуемых форм"

Заявление можно заполнить от руки или в электронном документе формата Word или PDF. Наиболее удобным для заполнения является формат PDF, взять его можно на официальном сайте ФНС здесь: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/pril1_fns500_160117.pdf

Это заявление и вышеупомянутые документы нужно подать в налоговый орган по месту жительства для получения уведомления.

Заявление можно подать лично, либо электронно в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Документы и справки - Заявление о подтверждении права на получение социального вычета» здесь:

https://lkfl2.nalog.ru/lkfl/situations/referenceMaterials/social

Налоговый орган в течение 30 календарных дней рассмотрит заявление и выдаст уведомление о праве на получение налогового вычета.

После этого нужно составить заявление о предоставлении социального налогового вычета, которое составляется в произвольной форме и вместе с полученным уведомлением отдать работодателю.

Работодатель должен предоставить вычет начиная с месяца, в котором вы обратились к нему с указанными документами.

Вычет будет предоставляться посредством начисления вам заработной платы без взимания НДФЛ в размере 13%.

 

Второй способ

Чтобы получить налоговый вычет через налоговую нужно собрать такие же документы, как в первом способе, а также дополнительно получить у своего работодателя справку о доходах.

После этого нужно заполнить налоговую декларацию формы 3-НДФЛ.

Декларацию можно заполнить от руки или с помощью бесплатной программы на сайте ФНС России.

Программа по заполнению декларации находится здесь: https://www.nalog.ru/rn77/program//5961249/

После того, как вы заполните декларацию ее необходимо подать. Сделать это можно через МФЦ, обратиться лично в налоговую по месту жительства, через госуслуги или личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех месяцев со дня представления декларации и подтверждающих документов проверит документы и направит сообщение о принятом решении. В случае предоставления вычета вы получите всю сумму произведенных расходов сразу.

 

Примечание:

Социальный вычет на медицинские услуги имеет свои ограничения:

Так, если это медицинские услуги, то возмещению подлежат расходы в пределах 120 000 рублей за год, но если это было дорогостоящее лечение, то возмещению подлежат расходы на любую сумму без ограничений согласно ст. 216, абз. 4 пп. 3 п. 1, абз. 7 п. 2 ст. 219 НК РФ.

Кроме этого, социальный вычет можно получить в течение 3 лет после года, в котором вы произвели расходы на медицинские услуги, поскольку согласно письму Минздрава РФ от 12.02.2002 N 2510/1430-02-32 справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы выдается в течение 3 лет, идущих после года, в котором произведены расходы на лечение.

Общий срок для получения вычета через работодателя составляет 1 месяц, а в случае подачи налоговой декларации срок составит до 3 месяцев без учета получения у работодателя справки о доходах.

Вычет через работодателя можно получать, начиная с года, в котором произведены расходы, а вычет через налоговую можно получать после подачи декларации, которая согласно п. 1 ст. 229 НК РФ подается до 30 апреля следующего года, идущего за годом, в котором произведены расходы и только по окончанию расходного года. То есть за 2020 год декларацию 3-НДФЛ можно будет подать только в 2021 году.

 

Новости

Все новости

Форма обратной связи