Вопросы обязательной вакцинации против COVID-19: нормативно-правовые аргументы
Редакция продолжает публиковать юридические консультации по наиболее проблемным вопросам правоприменительной практики. В данной консультации проанализированы документы, которыми руководствуются органы исполнительной власти на территории Калининградской области, вводя в регионе режим обязательной вакцинации против COVID-19.
Бутаева Елена Михайловна – юрист, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, куратор Юридической клиники БФУ им. Иммануила Канта
Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям»на территории областиотдельные категории (группы) граждан, подлежат обязательной вакцинации против инфекции COVID-19:
1) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти Калининградской области и подведомственных им организаций;
2) граждане, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере:
- торговли и общественного питания;
- предоставления услуг по временному проживанию (гостиницы, хостелы, гостевые дома, пансионаты, кемпинги и т.д.);
- образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;
- транспорта общего пользования, такси;
- бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;
- салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;
- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
- МФЦ;
- культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, экскурсий);
- досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов), театров, кинотеатров, концертных залов.
Данным постановлением установлены сроки и численность работников, подлежащих вакцинации: в срок до 20.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20.08.2021 - вторым компонентом вакцины - не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. Ответственные за выполнение постановления – руководители организаций, которые несут персональную ответственность не только за организацию безопасной и бесперебойной работы, но и за выполнение специальных административно-правовых норм, касающихся санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За их невыполнение предусмотрена административная ответственность.
Согласно статье 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»в полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей входит:
1) При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
- госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
- проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
- проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
- введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
2) За нарушение санитарного законодательства они вправе выносить мотивированные постановления о:
- наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;
- направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Высший исполнительный орган страны – Правительство РФ – утвердило Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825). К сферам деятельности и отдельным видам работ, где требуется проведение вакцинации, относятся:
1) Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
2) Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
3) Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
4) Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
5) Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;
6) Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
7) Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных;
8) Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;
9) Работы с больными инфекционными заболеваниями;
10) Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
11) Работы с кровью и биологическими жидкостями человека;
12) Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В ряде случаев работы, указанные в данном перечне, могут носить вредный характер. Тогда работнику положена компенсация за вредный характер работы по трудовому законодательству. В любом случае, работники, трудящиеся в организациях, относящихся к перечисленным в перечне сферам деятельности, подлежат вакцинации профилактическими прививками.
В развитие вышеперечисленных норм санитарного законодательства принят Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н).
К приоритету 1-го уровня относятся:
– лица в возрасте 60 лет и старше;
– взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
– лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
– лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
– граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более.
К приоритету 2-го уровня относятся:
– взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
– лица, работающие вахтовым методом;
– волонтеры;
– военнослужащие;
– работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся:
– государственные гражданские и муниципальные служащие;
– обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
– лица, подлежащие призыву на военную службу.
Соответственно, правовым основанием вакцинации от тех или иных заболеваний будут наименования болезней, указанных в данном календаре. Приложение № 2 к поименованному приказу Минздрава России (календарь прививок) содержит указание на обязательность прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, для отдельных категорий граждан.
Вакцинация в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится в случае ухудшения обстановки на основе аналитики заболевших. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают: главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи регионов.
Согласно статье 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» правовые последствия факта отсутствия профилактических прививок следующие:
– запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
– временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
– отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
– появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
– не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
– не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование;
– при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
– в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;
– по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Вывод: отстранение от работы будет правомерным, если работник не прошел вакцинацию. При следующем периодическом медицинском осмотре (ежегодный медосмотр) работник просто не будет соответствовать требованиям для работы на должности из-за отсутствия прививки (в случае, если сохранится действие Постановления о проведении профилактических прививок). Несоответствие занимаемой должности повлечет предложение по переводу на другую работу или увольнение.